Все мы хотим счастливых детей, но как нам этого добиться?

Воспитание ребенка – это путь, ведущий к одной важнейшей цели – мы хотим, чтобы наши дети были счастливы. По пути мы собираем разные впечатления, останавливаемся в разных местах, задаем новые направления и маршруты, но цель остается прежней. У родителей постоянно присутствует иллюзия контроля – «Я могу контролировать своего ребенка, его жизнь и характер».

Но что означает «иллюзия контроля», в чем должна заключаться эта вера и на что я реально влияю как родитель – стоит подумать над этим серьезнее.

Счастливый ребенок – какой он для родителя?

Изначально неплохо выяснить, что я, как родитель, подразумеваю под «счастливым ребенком». Тот, кто мало плачет, рад играть, успешен в школе и в спорте? Счастливый ребенок – это тот, кто поступает в престижный университет, получает хорошее образование или находит хорошо оплачиваемую работу? В чем для меня мера счастья моего ребенка? Социальный статус? И хотя все это важно, но это не самое главное.

Чрезвычайно важно укрепить самооценку. Показывать ребенку, что он не лучше и не хуже других, что он имеет свою ценность только потому, что он существует, что он не должен заслуживать нашей любви, что он важен и необходим – это прочная основа взрослой жизни.

Если я смотрю на ребенка и на способности, с которыми он приходит в мир, если я вижу его как автономное и свободное существо, если я уважаю его право следовать своим потребностям, я откажусь от «воспитания его до идеального человека». Я возьму на себя задачи, на которые у меня есть влияние, я буду делать то, что может поддержать моего ребенка, я постараюсь позаботиться о них так, чтобы плоды, которые он будет собирать в течение своей жизни, приносили ему максимальное удовлетворение.

Дети лучше всех знают, что нужно, чтобы чувствовать себя счастливыми. Как родитель, я могу помочь своим детям найти лучшие способы, которые я знаю, чтобы они чувствовали себя удовлетворенными. Но я также могу создать пространство, чтобы дети могли их открывать, сопровождать их и учиться у них. Близкое родительство и ненасильственное общение ясно показывают, что, поддерживая естественное развитие маленького человечка с момента его рождения (и даже зачатия), уважая его целостность, доверяя мудрости, мы вместе создаем с ним чувство необходимости и любви, и это, кажется, основа счастливой жизни.

Сопровождая ребенка в его развитии, стоит задавать себе вопросы: поддерживает ли его то, что я делаю для моего ребенка? Способствует его росту? Это помогает ему быть счастливым? Какую атмосферу я создаю, какое пространство создаю для ее развития?

Рекомендуем: Замкнутый ребенок – как с ним быть?

Несколько важных вещей, которые следует помнить при сопровождении ребенка:

Все мы хотим счастливых детей, но как нам этого добиться?

Безопасный стиль общения

С первых месяцев жизни формирование безопасного стиля привязанности, безусловно, является одним из таких факторов, на которые не только влияет родитель, но и полностью отвечает за него. Такой стиль привязанности окупается на протяжении всей жизни ребенка – он растет в вере в безусловную любовь и поддержку в сложных ситуациях, которую он находит в близких ему людях. Он также знает, что такое доверие и безопасность, которые он испытывает ежедневно, потому что его опекуны реагируют на его потребности вниманием и заботой.

Принятие и понимание чувств.

Дети очень сильно переживают различные эмоции. Если родители позволят им проявиться, помогают в их определении, поддерживают в преодолении трудных чувств и, прежде всего, показывают, что все чувства являются частью нашей жизни, тогда в то же время начнется процесс регулирования эмоций. Создание карты чувств поможет вам найти путь к себе.

Обнаружение потребностей

Детям, которые знают о своем опыте, легче достичь того, что им нужно. Роль родителя – как проводника – состоит в том, чтобы познакомить их с этим миром, объяснить его и побудить их найти свои собственные способы заботиться о своих потребностях. Здесь важная задача родителей – помочь отличить то, что на самом деле нужно ребенку, и то, что является его прихотью.

Все мы хотим счастливых детей, но как нам этого добиться?

Внутреннее управление

Ключом к формированию такой личности должен стать сопровождающий родителей вопрос: почему я хочу, чтобы мой ребенок делал то, что я хочу? Боясь наказания, надеясь на похвалу или награду? Потому что такая привычка, потому что это уместно, потому что все так делают?

Или, может быть, я хочу, чтобы он принимал собственные решения, помня о своем собственном благе и благе других, чтобы он делал выбор в гармонии с самим собой, а не против себя, чтобы он имел смелость сказать и «нет», и «да»?

Вера в свои способности

Человек постоянно чему-то учится, а дети, наверное, больше всего. Мудрая поддержка природных предрасположенностей и талантов ребенка означает не только замечать успехи, но и приложенные усилия – следующий этап достигнутого процесса. Речь идет о том, чтобы следить за своим ребенком, не подталкивая и не ускоряя определенные навыки, это о том, чтобы внушить вашим детям поддерживающую веру в то, что в жизни возможно все и любую неудачу можно преодолеть.

Сочувствие

«Язык сердца» естественен для детей. Достаточно не заглушать речью оценок, критики, сравнений, ярлыков. Понимание себя и других – чрезвычайно ценный навык для построения удовлетворительных и подлинных отношений. Чтобы увидеть, что скрывается за привычными сообщениями – красоту чувств и потребностей, которые мы все разделяем.

Уважение своих и чужих границ

Дети, чьи границы уважают окружающие их взрослые, учатся заботиться о себе устойчивым и безопасным способом. Когда им не нужно бороться за свою индивидуальность и целостность, они видят границы других людей и учатся уважать их. В то же время они замечают любые попытки нарушить свои личные границы и имеют смелость протестовать, чтобы защитить себя.

Принятие изменчивости мира

Если мы покажем детям, что мир постоянно меняется, что они постоянно меняются и это естественно, им будет легче принимать вызовы, узнавать что-то новое, что позволит им оказаться в динамичной реальности. Наше отношение к постоянно происходящим изменениям ценно (ведь то, что наша дочь любила розовый первые пять лет, не исключает того дня, когда она любит черный, а то, что нашему сыну всегда нравилось очищенное яблоко, не означает что однажды он не  захочет попробовать яблоко с кожурой. Отношение к ним с доверием, терпением и пониманием также поможет детям воспринять их естественно.

Развлечения и развитие

Детей не нужно учить игре, но важный урок для родителей – не запрещать, ограничивать или принижать ее важность и ценность. Игра добавляет легкости и радости и во взрослую жизнь. Она развивает спонтанность и креативность, которых нам, взрослым, часто не хватает, и которые способствуют развитию и получению нового опыта.

Поддерживая детей в формировании этих навыков, мы также увеличиваем шансы на то, что они сами позаботятся о своем счастье. Потому что ребенок, осознающий свои чувства и потребности, знает, как о них позаботиться:

  • самооценка будет свободна от осуждения, критики и лести других;
  • осознавая свои способности и сильные стороны, у них больше шансов справиться со страхом неудачи;
  • знание их ограничений не позволит начальнику на работе и вашему партнеру  нарушить их.

Мы, современные родители, все больше убеждаемся в роли этих навыков в построении полноценной и радостной жизни. Мы часто убеждаемся, что изучаем их так же, как дети. Иногда нам нелегко доверять своим малышам и следовать за ними, потому что мы сами испытали другие отношения и модели воспитания дома, но из любви к нашим детям мы готовы к изменениям и постоянному развитию …

Я не могу сделать своего ребенка таким, каким я его себе представляю, или заставить его жить той жизнью, которая кажется мне лучшей. Но есть вещи, на которые я могу повлиять.

Ирина Алферова и Сергей Мартынов. История любви

Как правильно делать замечания чужим детям. 6 основных психологических моментов

Секреты семейного счастья в Австралии