Как занять ребенка дома, используя методику Монтессори

Некоторые родители специально водят своих детей на занятия по методике Монтессори. Но что делать, если такой возможности нет? На самом деле совсем не обязательно водить ребенка на платные занятия, вы можете устроить развивающую среду у вас дома.


В чем особенности методики Монтессори

Автором методики Монтессори является Мария Монтессори. Мария жила в Италии, она работала педагогом и помощником врача в психиатрической клинике. Мария разработала систему, которая предполагает под собой обучение ребенка разной деятельности в заранее подготовленной среде. В процессе развития и роста ребенок должен сам выбирать то, чем ему нравится заниматься. Методика Монтессори  – это не единая программа, которая подходит любому ребенку. К каждому ребенку подбирается индивидуальный подход.

Основные принципы Монтессори:

  • К каждому ребенка нужно подходить индивидуально, поэтому для детей организовывается специальная среда, в которой он может выбирать занятия по интересам.
  • Ребенок всегда имеет право на ошибку, поэтому его нельзя критиковать или ругать за то, что он что –то сделал не так.
  • Взрослый не должен помогать ребенку, если ребенок не просит о помощи. Даже если у ребенка что-то не получается, он психует и злится, но продолжает пробовать, не нужно ему мешать.
  • Методика Монтессори предполагает развитие всех сенсорных систем – зрение, слух, кинестетика, обоняние.
  • Ребенок должен обязательно убирать за собой игрушки после занятий;

Методика Монтессори до сих пор пользуется популярностью в разных странах, в том числе и в России.

Рекомендуем: Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка 

Как занять ребенка дома, используя методику Монтессори

Чем занять ребенка, используя принципы Монтессори

Мы подобрали для вас самые популярные занятия по методике Монтессори, ребенку они точно понравятся:

Это важно: Во время занятий с мелкими предметами всегда находитесь рядом с ребенком!

  • Учим ребенка мыть посуду. Дайте ребенку пластмассовые тарелки и кружки. Намочите губку мылом. Пусть ребенок сам помоет посуду.
  • Пролейте немного воды на пол или на стол, дайте ребенку тряпочку, пусть сам вытрет воду;
  • Можно рассыпать немного крупы на пол. Пусть ребенок возьмет совок и веник и сам соберет крупу;
  • Возьмите бутылки разных размеров, открутите от них крышки и перемешайте. Пусть ребенок подберет крышки к бутылкам сам.
  • Можно взять пуговицы, кнопки и пришить их на ткань. Также сделайте петли. Пусть ребенок учится застегивать пуговицы и кнопки.
  • Возьмите разные лоскуты ткани – меховые, шерстяные, хлопковые. Обсудите с ребенком особенности лоскутов – колючий, мягкий, пушистый.
  • Возьмите разные пуговицы. Налейте в тазик воды. Высыпьте пуговицы в воду. Дайте ребенку поварешку или шумовку. Пусть ребенок самостоятельно вылавливает пуговицы из воды.
  • Вам понадобится большой мешок. Положите туда разные предметы, которые знает ребенок. Теперь предложите ребенку вытаскивать предметы с закрытыми глазами. Ребенок должен отгадать, что же это за предмет. Так у ребенка будут развиваться тактильные ощущения
  • Можно взять две глубоких тарелки. В одну налейте воду. Возьмите сухую губку. Пусть ребенок сухой губкой перенесет воду в другую тарелку.
  • Возьмите много разных пуговиц, пусть ребенок разложит пуговицы по цветам или по размеру.
  • Дайте ребенку ненужную бумагу, пусть мнет еë или рвет на клочья – отличное упражнение для развития мелкой и крупной моторики.
  • Для развития мышечной силы у ребенка, привяжите к веревкам грузы разного размера от 1 до 3 кг. Пусть ребенок таскает их по дому.
  • Можно дать ребенку шнурок, пусть он нанизывает на него разные предметы;
  • Деревянные гвозди или палочки можно вбивать молотком в глину или в пластилин.
  • Возьмите небьющиеся банки с крышкам. Проделайте в крышках отверстия. Теперь пусть ребенок кидает в отверстия разные предметы.
  • Используйте для развития мелкой моторики бобы и фасоль. Можно спрятать мелкие игрушки в кучу фасоли (бобов) , а ребенок должен их найти.
  • Возьмите формы для льда и положите туда бусинки. Пусть ребенок пальцами или пинцетом вытаскивает бусинки и раскладывает их в коробочку.
  • Насыпьте на стол муку, пусть ребенок рисует пальцем на муке разные узоры.
  • Спрячьте фасоль в муку или манку. Ребенок пусть найдет фасоль и сложит её в баночку.
  • Дайте ребенку прищепки, пусть он надевает их на любую коробку.
  • Налейте в чашку жидкое детское мыло. Дайте ребенку в руки венчик, пусть он попробует взбить пену в чашке.
  • Дети обожают играть с кастрюлями. По кастрюлям можно стучать поварёшкой, на кастрюли можно надевать крышки, в кастрюли можно складывать игрушки.
  • Налейте в высокий стакан из пластика воду. Подберите разные небольшие предметы (некоторые из них должны тонуть, другие нет). Предложите ребенку кидать предметы в стакан. Наблюдайте вместе с ребенком за предметами и изучайте понятие «легкий» и «тяжелый».
  • Обязательно используйте пластилин для занятий. Пусть ребенок раскатывает пластилин в руках и лепит всё, что ему захочется. Предложите ребенку сделать из пластилина лепешку. Пусть ребенок втыкает в лепешку разную мелочь.

Главный принцип Монтессори заключается в том, чтобы не помогать ребенку до тех пор, пока он сам не попросит у вас помощи. Первое время у ребенка может что-то не получатся, но каждая удача будет для него настоящей самостоятельной победой.

А вы использовали системы Монтессори для развития ребенка? Поделитесь своим опытом в комментариях.

5 болевых точек в отношениях с бабушками и дедушками

В помощь приемным родителям. Стоит ли оценивать поступки кровных родителей или родственников

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость