10 факторов, нарушающих вашу связь с ребенком

Быть родителем – это нелегкий труд, который требует постоянного саморазвития и самосовершенствования. Чтобы родительство приносило удовольствие и счастье важно установить тесный эмоциональный контакт с ребенком, чтобы быть с ним «на одной волне». Но иногда поведение родителей приводит к тому, что нарушается связь с ребенком.  Давайте разберем основные факторы, которые нарушают контакт с ребенком:

Путать потребности и стратегии

Чуткость к потребностям – это основной инструмент для установления связи с вашим ребенком. Иногда родители просто не понимают, как поведение ребенка связано с его потребностями. Вот ребенок истерит, значит, он просто манипулирует. Но на самом деле ребенок устал или проголодался.

Удовлетворять потребности ребенка- это не то же самое, что поддерживать его просьбу или идею. Ребенок, который очень хочет ходить по крыше, вероятно, стремится удовлетворить потребность в физических упражнениях, исследованиях, независимости и, возможно, общении (если он подражает своим друзьям). Родители могут организовать ребенку такую среду, в которой он сможет удовлетворить все эти потребности. Но чаще всего родители просто не понимают, что на самом деле хочет ребенок. Они используют наказания и запреты, вместо общение, разговоров и принятия.

Вера в то, что ребенок должен делать то, что вы ему говорите

Сегодня взрослые все чаще вместо приказов говорят о сотрудничестве ( «Я хочу, чтобы мой ребенок со мной сотрудничал».), что на самом деле одно и то же – вера в то, что дети должны подчиняться нам – делать то, что мы хотим. Вместо того, чтобы требовать от них послушания, лучше подумать о том, для чего нам действительно нужно конкретное поведение ребенка. Как только мы найдем ответ на этот вопрос, будет намного легче искать другие стратегии разрешения конфликта. Ребенок не хочет учить таблицу умножения? А вы хотите, чтобы ребенок умел считать и знал математику? Не обязательно начинать обучение с таблицы умножения, ведь существуют множество других интересных и увлекательных приемов, которые научат вашего ребенка считать.

10 факторов, нарушающих вашу связь с ребенком

Контролирующее поведение

Итак, сообщения полученные с уровня контроля – отнимают свободу. Обратите внимание на фразы, которые вы часто говорите своему ребенку: «Ты должен/ ты обязан». Именно эти фразы являются контролирующим поведением родителей. Дети постоянно слышат от взрослых приказы. Такое поведение взрослых разрушает доверительные отношения с детьми.

Отсутствие сочувствия

Любой родитель скажет: «Я всегда готов посочувствовать своему ребенку». Но на самом деле родитель не всегда находится в ресурсе для сочувствия. Иногда взрослые не могут понять проблемы детей: «Да какая ерунда, подумаешь, сломалась эта игрушка, ничего страшного». А для ребенка любая мелочь может стать значимой ситуацией.

Отрицание и игнорирование чувств вашего ребенка (и ваших)

Классическим примером является «Не плачь, это нормально . » Отрицание своих чувств имеет давнюю традицию в нашей культуре. Нас с детства приучают не чувствовать – боли, страха, но и слишком много радости ( Нельзя так много смеяться, а то потом будешь плакать). Между тем контакт с чувствами очень важен для нашего правильного развития. Для постижения самого себя и умения читать эмоции, состояния и на следующем шаге – тоже нужно. Поэтому стоит помнить: каждый из нас, независимо от возраста, имеет право чувствовать и выражать свои чувства. Задача взрослого – сопровождать ребенка в этих чувствах.

Рекомендуем: Замкнутый ребенок- как с ним быть

Отсутствие уважения к границам (вашим и вашим)

Как родители могут научить ребенка понимать свои границы, если они сами не знают что это такое? О личностных границах стали говорить лишь в последнее время. Осознание границ позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Говорить о границах нужно с раннего детства, чтобы ребенок мог понимать не только свои потребности, но и потребности других.

Не разрешено говорить «нет»

Этот момент во многом связан с границами. Йеспер Юул в своей книге «Не для любви» говорит, что стоит научить детей говорить «нет» – независимо от того, адресовано ли это родителям, учителям или сверстникам. Он также утверждает, что дети делают это реже, чем им того стоит. В их поведении всегда преобладает желание сотрудничать со взрослыми и адаптироваться. Вот почему так важно убедить детей, что они имеют право отказать нам, и это не поставит под угрозу наши отношения.

10 факторов, нарушающих вашу связь с ребенком

Рейтинг и похвала

Рейтинги усиливают конкуренцию и игнорируют нашу субъективность. С другой стороны, отсутствие оценок поддерживает чувство собственного достоинства (не вызывает страха за собственную значимость), чувство признания независимо от навыков, сотрудничества и уважения к разнообразию. Вместо того, чтобы судить детей, давайте их замечать. Вместо похвалы – выражаем признательность и благодарность.

Условное отношение

Это такие отношения, которые дети должны зарабатывать, действуя так, как мы, взрослые, считаем уместным. С другой стороны, безусловные отношения – это отдача без ожидания оплаты. Под наградой вы можете понимать как хорошее поведение, так и достижения и успехи. Почему последнее лучше для развития и благополучия ребенка? Потому что это не вызывает страха потерять его. В условных отношениях страх сопровождает ребенка почти все время: «Я нравлюсь учителю, но буду ли я ему так же нравиться, если я не выиграю золотую медаль на соревнованиях по плаванию?» .

Награды (возврат штрафа)

Награды – это сигнал ребенку о том, что стоит делать то, чего от нас ждут другие. Они также учат внешней мотивации («Я делаю что-то, потому что я получу что-то от этого»), убивая нашу внутреннюю мотивацию («Я делаю что-то, потому что мне это нравится, и я хочу это делать»). Кроме того, они получают удовольствие от самого действия и являются основным инструментом для построения условных отношений, основанных на страхе отказа.

Что помогает вам сохранять близкие отношения с детьми?

Как правильно делать замечания чужим детям. 6 основных психологических моментов

Адаптация к детскому саду. Ошибки хороших родителей

Смешные истории о детях: детская логика