Самоконтроль, гибкость и память – как поддержать когнитивное развитие ребенка?

Обучение, концентрация, терпение, устойчивость к стрессу, творчество и умение устанавливать отношения с другими людьми называют когнитивными способностями, развитие которых мы можем активно поддерживать с раннего детства. Как это сделать с умом и в соответствии с потребностями ребенка?
Самоконтроль, гибкость и память являются основами нашего человеческого интеллекта, и это является основой для гармоничного развития и реализации на уровне социальных отношений. Важно отметить, что многочисленные исследования показывают, что уровень когнитивного развития очень часто является гораздо лучшим индикатором будущего «успеха» и общей удовлетворенности жизнью, чем его IQ.

Как поддерживать когнитивное развитие ребенка?

Как мы можем положительно повлиять на развитие когнитивных навыков у ребенка? Прежде всего, нам не нужно обращаться к каким-либо сложным учебным пособиям, программам развития, курсам или семинарам. Поэтому, если мы видим что-то вроде «интерактивной игрушки, поддерживающей развитие управляющих функций, мы можем смело игнорировать её с чистой совестью. Приобщиться к правильному когнитивному развитию ребенка намного проще, чем вы думаете.

Первое: не беспокойте ребенка

Самая обычная повседневная спонтанная деятельность ребенка, такая как надевание обуви, завязывание шнурков, расстановка игрушек, прием пищи, одевание, уборка – отличный способ развить и укрепить самоконтроль, гибкость и память.

Есть несколько важных условий: мы не перебиваем малыша, мы не делаем это за него и не торопим. Только так ребенок (как и родитель) имеет возможность тренировать терпение, контролировать движения, запоминать выполняемые действия, самостоятельно обнаруживать ошибки и исправлять их при необходимости.

Почему это происходит? Ответ прост: ребенок сам формирует свои познавательные способности, благодаря собственной активности. Несмотря на самые искренние намерения, мы не в состоянии сделать это за него. Все наши методы, заключающиеся в помощи ребенку и бурной реакции на его медленные и неуклюжие действия, отрицательно сказываются на процессе обучения. Если мы добавим к этому исключение ребенка из повседневной жизни (например, приготовление пищи, сервировка стола, покупки), мы получим готовый рецепт плохого когнитивного развития.

Поэтому давайте присутствовать, давайте спокойно наблюдать за действиями малыша, его взлетами и падениями, вмешиваясь только по его просьбе, или  когда он уже отчаялся. Не будем заменять ребенка, давайте просто будем рядом, если нужно. Таким образом, мы позволяем ему развивать автономию безопасности (ребенок знает, что мы верим в него, и в случае больших трудностей мы можем ему помочь).

Самоконтроль, гибкость и память - как поддержать когнитивное развитие ребенка?

Во-вторых: продемонстрируйте необходимые навыки

Если мы хотим научить ребенка новому занятию, лучше показать его медленно, спокойно и точно, а затем попросить его повторить. Во время такой демонстрации мы ничего не говорим, чтобы не отвлекать внимание, сосредоточенное на жестах.  Конечно, перед этими действиями  стоит поговорить с ребенком и, что немаловажно, указать цель конкретного занятия, например, «полить цветок, стереть пыль с листьев и срезать сухие части, чтобы растение лучше росло».

Когда ребенок хочет продолжить тренировку, несмотря на достижение конечного результата, позвольте ему делать это как можно чаще, потому что мотивация к действию – это сама деятельность и ее запоминание. Давайте предложим задачи, требующие значительных усилий для выполнения, помня в то же время, что они не могут быть чрезмерно сложными, чтобы не вызвать быстрого разочарования в действиях.

В-третьих: разрешите свободу выражения мнений

Мы снова возвращаемся к вопросу о родительской преемственности и терпеливости. Когда ребенок хочет нам что-то сказать, давайте внимательно выслушаем и позволим ему выразить себя, не торопясь, не дополняя, не постоянно исправляя или, что еще хуже, игнорируя его. Если мы не говорим все за ребенка, мы даем ему возможность тренировать концентрацию, память и уверенность. В то же время стоит поддержать их в естественном расширении средств выражения, расширяя сообщения и добавляя в них новое содержание, например, когда указывая пальцем на четвероногого друга,  ребенок  вдруг говорит: «Собака!», Мы можем добавить: «Да, это большая косматая собака».

Рекомендуем: Память и её развитие

Четвертое: практикуйте внимательность вместе

Семейные упражнения, основанные на методах осознанности, – отличный способ поддержать развитие самоконтроля (эмоциональный контроль, устойчивость к стрессу). Мы можем предложить вашему ребенку вместе создать уголок мира, то есть пространство, где вы можете отдохнуть и практиковать внимательность. Выберите часть комнаты и украсьте ее по своему вкусу: приятными на ощупь подушками или любимыми мягкими игрушками – никаких правил: должно быть уютно и приятно.

В таком подготовленном месте можно практиковаться:

– наблюдать за своим дыханием,

– слушать тишину,

– лежать неподвижно,

– слушать любимую спокойную музыку.

Также неплохо научить ребенка называть свои эмоции и определять их местонахождение в теле: «Ты смеешься, значит, ты счастлив. Где ты чувствуешь счастье в своем теле? ” , «Ты сегодня хотел играть во дворе, но мы должны были вернуться домой. Из-за этого тебе грустно. Где ты больше всего чувствуешь эту грусть? ». То, что названо и расположено, менее опасно и легче поддается контролю. Такая практика также усиливает осознание себя, своих эмоциональных состояний и, таким образом, поддерживает самоконтроль.

Самоконтроль, гибкость и память - как поддержать когнитивное развитие ребенка?

Независимость с раннего возраста

Чувствительный период, когда когнитивные навыки развиваются наиболее легко и быстро, – это возраст от 3 до 5 лет, но даже у детей младшего возраста, например, двухлетних, вы можете заметить сильное стремление к автономии, независимости и постоянному  желанию всё делать по-своему. Это симптомы развития исполнительных функций. Если, кроме того, мы видим, что ребенок выполняет определенное действие с невероятной отдачей, как будто в данный момент все остальное не имеет значения, мы можем быть уверены, что он тренирует свои когнитивные способности. И это лучшее время, чтобы поддержать их в этом процессе.

Отсутствие поддержки со стороны взрослых может мешать детям развивать поведение и черты характера, которые помогают в социальном функционировании и взаимодействии с другими. Затем дети могут проявлять такое поведение и черты характера, как, например:

  • легкость входа в конфликтные ситуации,
  • отсутствие возможности в ближайшее время дождаться своей очереди,
  • быстрое расстройство,
  • агрессивные реакции на стресс и неудачи,
  • легко разочароваться,
  • неумение видеть свои ошибки и исправлять их,
  • плохой словарный запас,
  • быть слабее своих сверстников в играх, в которых есть определенные правила, из-за невозможности их запомнить,
  • отсутствие способности контролировать эмоции, взрывчатость, раздражительность,
  • низкая самооценка.

Поддержать развитие ребенка не сложно. В первую очередь это зависит от нашей приверженности и ненавязчивого присутствия. Он основ

Помните, что  стремление к самостоятельности у ребенка –  естественная потребность в развитии, и ребенок нам верит, что в случае трудностей мы ему поможем, объясним и, главное, дадим ему учиться в своем собственном темпе.

А как вы помогаете детям развивать их когнитивные функции?

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость

Смешные истории о детях: детская логика

Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка?