Развитие ребенка по системе Монтессори. Основные правила.

Простота, умеренность, любовь к природе, но прежде всего доверие к ребенку – это кратчайшее описание основных положений педагогики Монтессори. Создатель этого метода часто подчеркивал, что «чтобы помочь ребенку, мы должны предоставить ему среду, которая позволит ему свободно развиваться». Что это значит? Как обеспечить ребенку оптимальные условия в соответствии с духом педагогики Марии Монтессори?

На самом деле в каждой семье родители могут организовать окружающую среду ребенка в соответствии с системой Марии Монтессори. Из этой статьи вы узнаете, как грамотно это сделать.

Чувствительные периоды

В педагогике Монтессори важная роль отводится доверию к ребенку и соблюдению его индивидуального темпа развития. Так называемые чувствительные периоды, то есть моменты, когда дети особенно сосредоточены на приобретении определенного навыка (например, 2,5-летний ребенок ежедневно настаивает на том, чтобы надеть свою обувь самостоятельно, даже если он этого не может сделать). Если упустить этот момент, малышу будет намного сложнее овладеть этим навыком позже.

Вера в естественный темп развития особенно важна в первый год жизни ребенка, когда развитие (особенно двигательное) очень динамично. За это время ребенок успевает  освоить множество действий (скручивание, ползание, сидение, стояние у мебели, ходьба). Многие родители хотят ускорить некоторые процессы: усаживают ребенка в подушки, водят за руки, ходят с ходунками. Это может принести больше вреда, чем пользы. Согласно положениям педагогики Монтессори, каждому ребенку запрограммирован свой индивидуальный путь развития. Основная задача родителей – обеспечить ему безопасную среду обитания. Наблюдать за ребенком и не беспокоить его при изучении окружающей среды – лучший способ поддержать развитие и сформировать индивидуальность ребенка. По словам доктора Сильваны Монтанаро, тренера учителей Монтессори:

«Дети, у которых есть свобода передвижения, могут следовать своим собственным идеям и интересам. Опыт многократного взгляда на объект, достижения его и обнаружения его руками и ртом приводит к успокаивающему ощущению, что, когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и достичь этой цели. Таким образом, у человека, который умеет правильно решать повседневные проблемы, развивается здоровое самосознание».

Активные движения в первые месяцы жизни дают целостный опыт для ума и тела, из которого рождается уверенность в себе. Благодаря ему в будущем можно справиться с любыми трудностями.

Развитие ребенка по системе Монтессори. Основные правила.

Как организовать домашнее пространство?

Готовя дом к приезду нового члена семьи, стоит организовать пространство так, чтобы оно способствовало свободному развитию малыша.

Участие в семейной жизни

– независимо от того, находится ли ребенок в своей комнате, в общей спальне или на кухне, стоит позаботиться о том, чтобы у него всегда было на виду что-то интересное, что позволит ему «заниматься своим делом» (это то, что в педагогике Монтессори называется детская активность). В случае с младенцем достаточно красочных мобильных устройств, а старшего ребенка можно позвать для совместного приготовления еды.

Независимость

– руководящий принцип педагогики Монтессори: Помогите мне сделать это самому . Облегчение доступа ребенка к предметам повседневного пользования, позволит ему быстрее научиться  пользоваться ими самостоятельно.

Минимализм (в контексте личных вещей)

– стоит позаботиться о том, чтобы ребенка не завалил избыток игрушек. Наблюдая за своим малышом, вы легко увидите, что ему наскучило и что ему интересно. Можно периодически убирать часть игрушек, а потом снова их доставать.

Развитие ребенка по системе Монтессори. Основные правила.

Забота о чистоте

– это очень важный принцип, который воспитывает чувство эстетики и ценит порядок и гармонию. С самого начала стоит научить вашего малыша складывать игрушки после окончания игры. Безусловно, самую важную роль играет родитель, который сам поддерживает порядок в доме.

Когда на свет появляется новорожденный, ему не нужна отдельная комната, в это время самое главное – материнское молоко и ее заботливые руки. Совместный сон – тоже идеальное решение, но многие родители любят готовить комнату для своего малыша.

Обустройство пространства

На что стоит обратить внимание при обустройстве маленького детского пространства:

Приглушенные интерьеры

– лучше выбирать яркие, пастельные тона. Детские игрушки часто бывают уже достаточно красочными. Ваша собственная комната должна быть местом, где ваш малыш будет чувствовать себя непринужденно и сможет расслабиться после насыщенного событиями дня. Она должна быть светлой и просторной.

Развитие ребенка по системе Монтессори. Основные правила.

Безопасность

– в детской не должно быть кабелей, открытых контактов, острых краев, стеклянных предметов. Это должно быть пространство, которое ребенок может свободно исследовать. Помните, что пол – это место, где ваш малыш проводит больше всего времени. Здесь он учится вертеться, ползать, садиться. Пригодится большой коврик, где ребенок сможет беспрепятственно отрабатывать новые навыки. Такой  коврик будет амортизировать ребенка в случае падения. Стоит сделать акцент на разнообразии фактур и приглушенных цветов.

Закон и порядок

– Монтессорианская педагогика придает большое значение порядку, порядку и гармонии. Игрушки следует хранить в закрепленных местах. Вместо того, чтобы бросать все в большой кавернозный контейнер или корзину, стоит снабдить ребенка лотками, корзинами, крючками, куда он сможет складывать игрушки по мере роста. Пространство, в котором находится ребенок, не должно быть загромождено. Главным принципом должен быть минимализм – избыток раздражителей затрудняет концентрацию внимания и позволяет малышу получить чрезмерную стимуляцию.

Рекомендуем: Почему дети жадничают

Доступность

– ребенку хорошо иметь под рукой все необходимое: ящики с одеждой, книги, игрушки. Годовалый ребенок сможет достичь того, что ему нужно, самостоятельно. Также стоит обустроить домашнее пространство, удобное для детей: табурет для самостоятельного мытья рук, низко висящее полотенце или крючки для одежды способствуют развитию самостоятельности.

Развитие ребенка по системе Монтессори. Основные правила.

Натуральное сырье

– зеленые растения – важный элемент домашнего интерьера. Также у малыша может быть специальный ящик с сокровищами природы: он может хранить там камешки, шишки, каштаны, палочки.

Игрушки

– при их выборе стоит учесть их прочность, эстетичность. Представьте, как ребенок будет их использовать. Игрушки следует подбирать с учетом способностей ребенка к развитию. Хорошо, если у них есть реальная цель – если деятельность ребенка будет каким-то образом направлена (например, на составление пазлов), его воображение будет действенным и творческим. Деревянные кубики или пазлы, бусины, подвешенные на веревочке, более прочные и в то же время не чрезмерно стимулируют ребенка, как пластмассовые, игровые игрушки.

Одежда

– остановимся на натуральных материалах (хлопок) и одежде, не стесняющей движений. Для младенцев отлично подойдут комбинезоны. Если есть возможность, стоит, чтобы у малышей были открыты ступни и руки – знакомство с собственным телом – очень важный элемент развития.

С рождения ребенок – существо социальное. Младенцы хоть и не в состоянии полноценно активно участвовать в жизни домочадцев, но наблюдают и впитывают домашнюю атмосферу. Они учатся путем подражания. Постепенно они хотят все больше и больше участвовать в домашних делах. Педагогика Монтессори поощряет активное участие детей в домашних делах (это именуется термином «практическая жизнь»). То, что скучно и утомительно для взрослых (накрытие стола, сбор грязной посуды, установка грязных вещей для мытья), может быть интересным занятием для ребенка, которое укрепляет его независимость и чувство собственного достоинства.

Три аспекта семейной жизни

Основные аспекты семейной жизни:

  • самообслуживание, т.е. личная гигиена, одевание, питание,
  • социальные нормы
  • забота об окружающей среде, т.е. пылесос, уборка, стирка и т. д.,

Стоит привлекать детей к приготовлению пищи, стирке, уборке и уборке пылесосом вместе. Дети любят подражать взрослым. Вместо того, чтобы «притворяться», лучше позволить им заниматься реальными целенаправленными действиями, которые принесут пользу жизни всей семьи, давая ребенку чувство свободы воли и гордости.

Педагогика Монтессори ставит в центр ребенка и его индивидуальный потенциал

Наблюдая за ребенком и читая его потребности, внимательный родитель может адаптироваться к его индивидуальным предрасположенностям. Взрослый – это скорее проводник, который следует за ребенком. Благодаря такому неброскому присутствию он поддерживает развитие, помогает в формировании индивидуальности, формировании характера и развитии творческих способностей ребенка.

А вы использовали метод Монтессори для развития ребенка?

Секреты семейного счастья в Швеции

7 главных ошибок матерей, которые воспитывают ребенка без отца

10 факторов, нарушающих вашу связь с ребенком