Важное

Память и ее развитие

Одной из самых важных психических функций является наша память. Память позволяет нам приобретать необходимый жизненный опыт. С помощью нее мы осознаем свое «Я» и чувствуем себя личностью. Память позволяет нам учиться, развиваться, преодолевать препятствия и достигать любых успехов.  

Наша память представляет собой запоминание, удержание и воспроизведение информации. Для развития памяти необходимо функционирование определённых отделов головного мозга.

Еще находясь в утробе, малыш начинает запоминать голос мамы и отличать его от других. Не зря беременным женщинам советуют слушать классическую музыку. Мамы часто рассказывают о том, как ребенок после рождения позитивно реагирует на те музыкальные композиции, которые она слушала во время беременности.  

Память и ее развитие

Но память и ее развитие у детей существенно отличается от памяти взрослого человека.  

Память взрослого человека может быть долговременной или кратковременной, произвольной и непроизвольной. А вот маленькие дети обладают только кратковременной и непроизвольной памятью. Дети запоминают информацию на короткий период времени и не прикладывают к этому каких-либо усилий. Особенно хорошо малыши запоминают яркие моменты в своей жизни.  

Долговременная память у детей развита намного хуже, чем у взрослых. 

У малышей до 1 года первым делом развивается и формируется моторная память. Ребенок запоминает, что на определённые действия возникает конкретная реакция взрослых.  

Совсем маленькие дети узнают мир через свое тело. Они все трогают, облизывают, кусают, щипают. Именно в этот момент в мозгу происходит образование новых нейронных связей, отвечающих за развитие памяти. 

Ближе к году ребенок хорошо узнает своих близких, игрушки и даже любимую еду. Именно в период начала хождения происходит резкий скачок в развитии памяти. В этом возрасте ребенок уже может помнить некоторые события нескольких дней. 

Почему же мы не помним себя в возрасте 2-3 лет? Дело в том, что за долговременную память отвечает гиппокамп – область в головном мозге. Его формирование заканчивается к 3 годам, а иногда и чуть позже. Поэтому взрослые люди обычно вспоминают себя в возрасте не раньше 3 лет.  

Память и ее развитие

В период от 2 до 3 лет малыши уже могут учить небольшие стихотворения и достаточно долго помнят яркие события из своей жизни.  

В период от 3 до 6 лет ребенок активно развивается в социальном плане. Его речь становится обогащенной и наполненной, он активно общается с другими людьми. В этом возрасте происходит формирование долговременной памяти. Процесс мышления становится сложным, а нейронные связи упрочняются. Дети в этот период лучше всего запоминают информацию посредством игры или интересного сюжета.  

Память и ее развитие

В возрасте 7-10 лет у детей активно развиваются и формируются произвольные свойства памяти и внимания. Чем чаще ребенок повторяет какое-либо действие или информацию, тем лучше он это запоминает.  

Память и ее развитие

После 10 лет память ребенка схожа с памятью взрослого. В этот период дети уже хорошо владеют навыками произвольного запоминания информации.  

Для того, чтобы ваши дети могли легко запоминать информацию, необходимо использовать различные приемы и упражнения для развития памяти.  

Тренировка памяти должна проходить весело и только по желанию ребенка. 

  • Самый легкий способ тренировки памяти – учить стихи наизусть. Начинайте с небольших стихотворений и постепенно увеличивайте их объем. 
  • Также необходимо чаще повторять с ребенком изученный материал. Именно повторение позволяет информации закрепиться надолго в нашей голове. 
  • Чаще задавайте ребенку вопросы: «Какая тема была по истории? Что кушал в школе? какой цвет платья бы у учительницы?» 
  • Техника «Цепочка». Данная техника позволяет запоминать большие ряды слов. Необходимо представить слово в виде образа и мысленно присоединить его к другому слову. Цепочка может быть абсурдной, но такой метод является очень действенным. Например, необходимо запомнить слова: апельсин, стол, обезьяна, кувшин, кенгуру. Нужно представить апельсин, который лежит на столе, стол стоит на обезьяне, которая держит кувшин, а в кувшине сидит кенгуру. Такой метод нравится не только детям, но и взрослым. 
  • Техника «Карта». Эта техника чем-то напоминает предыдущую. Необходимо представить свою привычную квартиру, и маршрут следования. Открыл дверь – а там апельсин, включил свет – а на выключателе стол нарисован, взглянул в зеркало – увидел обезьяну, подошел к раковине – налил воды в кувшин, включил компьютер – на заставке кенгуру.  
  • Как запоминать цифры? Также с помощью образов. Придумайте для каждой цифры образ и создавайте необычные цепочки из них.  
  • Чаще повторяйте с ребенком номера телефоном и в обратном порядке тоже 
  • Игра «Пара слов» — назовите медленно пять пар слов, ребенок должен их запомнить. Затем вы говорите первое слово, а ребенок должен вспомнить его пару. 
  • Развитие тактильной памяти —  завяжите ребенку глаза и дайте потрогать предмет, который он наверняка знает 
  • Кто лишний – разложите на столе от 5 до 10 предметов, предложите ребенку запомнить их. Затем ребенок отворачивается, а взрослый заменяет один предмет на новый. Ребенок должен определить новый предмет и постараться вспомнить, какой был до этого.  
  • Покажите ребенку простую картинку, а потом попросите нарисовать ее по памяти 

Все эти игры и методики отлично подойдут как детям, так и взрослым. Тренировка памяти является одним из главных секретов качественной жизни, особенно в пожилом возрасте. Все упражнения не требует особых усилий и временных затрат. Развивайтесь вместе с детьми и тогда жизнь заиграет новыми красками.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *