Значение сказок в развитии ребенка

В современном обществе меняются ценностные ориентации, взгляды на воспитание и отношение к детям. Но роль и значение сказок в развитии ребенка остается неизменной.  С помощью сказок ребенок узнает, как устроен мир, учится различать хорошее и плохое. Народные сказки позволяют малышу усваивать ценностные ориентации своего народа. Авторские сказки открывают ребенку мир субъективных переживаний других людей.   

Сказки развивают у ребенка эмоциональный интеллект. Когда ребенок знакомится со сказками, он проживает все чувства и эмоции вместе с героями, и пытается найти выход из проблемных ситуаций героев. Сказки готовят детей к настоящей жизни и учат их справедливости. 

Сказка предполагает победу добра над злом. Поэтому все переживания ребенка, обязательно будут развеяны в конце сказки. Дети усваивают установки и поведения героев из различных сказок. Родителям следует объяснять ребенку кто из героев поступил хорошо, а кто плохо. Когда взрослые читаются сказки детям, они помогают им побороть свои страхи и недостатки в характере.  

Сказка может помочь родителю ближе узнать личность и предпочтения своего малыша. Рано или поздно ребенок выберет для себя несколько самых любимых сказок, которые будут отражать его дальнейшую модель поведения и отношения к жизни.  

Если смотреть на сказки глазами взрослого, то можно увидеть много жестокости, опасности, обмана и лени. Но на самом деле в сказках заложен глубокий смысл, который отображается в языке символов и метафор.  

Стоит ли детям читать страшные сказки? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но некоторые психологи считают, что именно страшные сказки готовят детей к выходу во взрослую жизнь. Страшные сказки словно вырабатывают иммунитет от неприятных ситуаций.  

Сказки позволяют детям усваивать половые и ролевые модели поведения. Одни сказки идеально подходят для девочек, а другие для мальчиков.  

Какие виды сказок существуют? Сказки подразделяются на народные и авторские. 

Народные сказки уходят корнями в далекое прошлое. Они простые, но при этом в них заложен глубокий и серьезный смысл. В первую очередь начните читать ребенку сказки его народа, а потом переходите к другим народным сказкам. Ребенок с удовольствием познакомится с культурой и ценностями разных стран. Вы можете сами видоизменять сюжет народных сказок и придумывать дополнительных героев вместе с ребенком. 

Значение сказок в развитии ребенка

Авторские сказки написаны конкретным человеком. Необходимо помнить, что авторская сказка является субъективным взглядом автора на конкретную ситуацию. Поэтому смысл авторской сказки каждым человеком воспринимается по-разному.  

Значение сказок в развитии ребенка

Давайте рассмотрим основные критерии «правильных» сказок: 

  1. Добро всегда побеждает. Сказка должна иметь хороший и добрый конец. Единственное, данный критерий не относится к сказкам-предупреждениям («Колобок» — лиса съела колобка; «Теремок» — теремок разрушился). Такие сказки показывают последствия, которые могут возникнуть в ходе определенных действий.  
  2. Понятные образы героев. Когда ребенок слушает сказку, он невольно ассоциирует себя с различными героями. Характер героев сказок должен быть понятным и прозрачным для малыша. Каждый герой должен нести в себе глубокий смысл. 
  3. Стиль написания и изложения. Сейчас даже народные сказки предстают перед нами в обработке. Находите такие сказки, которые написаны красивым и понятным языком.  

Правильно подобранные сказки не только развивают в ребенке качества личности, но и способствую развитию речи, памяти и внимания.  

С какого возраста следует начинать читать детям сказки? 

Лучше всего начать читать сказки в тот момент, когда малыш еще находится в утробе. Конечно, ребенок не поймет смысл сказки, но ему необходимо слышать ласковый голос мамы и чувствовать ее настроение. 

От 0 до 1 года. Предпочтительнее петь ребенку песенки и рассказывать ритмичные прибаутки. В этом возрасте важны интонации, ритм, скорость. Ребенок еще не может понять смысл сюжета. Песни, прибаутки, потешки позволяют родителям установить эмоциональную связь с ребенком и учат малыша распознавать эмоции. 

От 1 года до 3 лет. В это период родителям следует читать простые сказки с короткими предложениями и понятными словами. Особенно важны множественные повторения (тянут – потянут, вытянуть не могут). Вы можете пропевать сказки и придумывать смешные интонации для разных героев. В книгах должно быть больше картинок, чем текста.  

Рекомендуемые сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Как коза избушку строила». 

Аудио сказка Колобок.

Аудио сказка Теремок.

От 3 до 4 лет. В этом возрасте сюжет сказок может быть усложнен. Сказки должны носить поучительный характер. Выбирайте те сказки, которые нравятся вам самим. Если сюжет какой-то сказки вызывает у вас неприятные ощущения, то не стоит читать ее ребенку. Прежде всего в том возрасте ребенок должен учиться доброте и сочувствию.  

Рекомендуемые сказки: «Кот, петух, лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Бычок – черный бочок, белые копытца», «Снегурочка и лиса», «Рукавичка», «Пых», «Храбрец-молодец», «Свинья и коршун», «У солнышка в гостях». Авторские сказки К. Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Телефон»; В. Сутеева – «Яблоко», «Палочка-выручалочка». 

От 4 до 5 лет. Сюжет сказок может быть слегка запутанным и не сразу понятным. Таким образом ребенок будет учиться понимать и замечать причинно-следственные связи. 

Рекомендуемые сказки:«Про Иванушку-дурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Привередница», «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка – сестричка и волк», «Зимовье», «Лиса и Козел». 

Авторские сказки: «Красная шапочка» Ш. Перро, «Бременские музыканты», «Заяц и еж» Братья Гримм. 

От 5 до 7 лет.  В этом возрасте в сказках может быть несколько переплетающихся сюжетов, каждый из которых несет особый смысл. 

Рекомендуемые сказки:«Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Заяц-хвастун», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Финист-Ясный сокол», «Чудесные истории про зайца по имени Лек», «Три золотых волоска Деда Всеведа». 

Авторские сказки: «Сова» В. Бианки, «Серая звездочка» Б. Заходер, «Серебряное копытце» П. Бажов, «Цветик-семицветик» В. Катаев.  

В психологии существует направление – Сказкотерапия. С помощью специальных терапевтических сказок можно улучшить поведение ребенка, побороть его страхи и переживания. На просторах интернета родители могут найти огромное количество сказок, направленных на решения различных проблем. Конечно не стоит ждать от сказкотерапии быстрого результата. Но при постоянном использовании терапевтических сказок положительные изменения в характере и поведении ребенка вы обязательно заметите. 

Сказки помогают решать определенные психологические задачи. Сказка – отличный урок не только для малышей, но и для их родителей. Используйте сказки в качестве вечерних ритуалов. Такое времяпровождение хорошо подготавливает детей ко сну и позволяет родителям закреплять эмоциональные отношения с ребенком.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *